К 85-летию Рябова А.И.
Опубликовано пользователем Admin
«ПУСТЬ ЗА МЕНЯ ГОВОРЯТ ДЕЛА…»
15 октября исполняется 85 лет со дня рождения Александра Ивановича Рябова. В «Тамбовской энциклопедии» и в других справочных источниках он представлен как «советский партийный, государственный деятель», но в памяти многих жителей нашей области он остался, прежде всего, как человек горячо любящий родную Тамбовщину и много сделавший для ее развития.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
На одной из окраин села Красносвободное, что под Тамбовом, возвышается добротный, опоясанный зеленым ожерельем из молодых елей особняк. По современным меркам он относительно скромен и когда любопытствующие узнают, что в этом доме провел последние годы жизни бывший глава администрации области, член Совета федерации, председатель его комитета по вопросам безопасности и обороны Александр Иванович Рябов, то у многих, вероятно, наступает легкое разочарование от увиденного. Мог бы и место для себя попрестижнее выбрать, да и дом погабаритнее, с различного рода архитектурными прибамбасами построить. Тем более, что таковых примеров более чем достаточно. Но что, как говорится, есть, то есть.
Да и жил здесь Александр Иванович открыто, не отшельником. Во время прогулок, когда совершать их позволяло изрядно пошатнувшееся после кончины жены здоровье, он охотно вступал в общение с местными жителями, прямо и честно смотрел людям в глаза. Именно так – прямо и честно – прожил он и свою жизнь.
ГОРЬКИЙ САХАР
Малая родина Александра Ивановича – село Черный Олех, что в семидесяти километрах от Курска. Главная его достопримечательность – братская могила воинов Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Всякий раз, бывая здесь, Александр Иванович возлагал к ее основанию цветы и невольно вспоминал военное лихолетье. Самые черные дни для жителей Черного Олеха наступили, когда село оккупировали фашисты. Они по-разбойничьи заняли дома, выдворив на улицу женщин, стариков, детей. Ютились, кто где мог: в сараях, в наспех отрытых землянках. Домашнюю скотину, птицу фашисты отобрали, устраивая на глазах голодающих селян вакханальные пиршества. Даже лошадей-тяжеловозов, используемых как тягловую силу, кормили кусковым сахаром. Маленький Саша с товарищами однажды, улучив момент, когда фашистский охранник задремал, пробрались к яслям, где заманчиво желтело сладкое лакомство, но покушать его не удалось. Часовой проснулся, что-то зло рявкнул на своем языке и клацнул затвором автомата. Мальчишки, стремглав, ринулись в огороды, упали в высокую траву, а над их головами просвистели пули, выпущенные из автомата… Бойцов Красной армии, освободивших село, мальчишки встречали восторженными радостными криками. Эту ни с чем не сравнимую радость в своей душе Александр Иванович пронесет через всю свою жизнь. Она будет помогать ему преодолевать трудности, добиваться поставленных целей в работе.
ЗДРАВСТВУЙ, ТАМБОВЩИНА!
Конечно же, в детстве и юности, заканчивая начальную школу в своем селе и шагая за несколько километров в соседнее село, где располагалась семилетняя школа, и потом, будучи студентом сельхозтехникума и после него, работая в местном колхозе зоотехником, он и подумать не мог, что в дальнейшем практически вся его жизнь будет накрепко связана с Тамбовщиной. Но призвали в армию, и служить довелось именно в этих местах. До сих пор в домашнем архиве семьи Рябовых хранится фотография, на которой он в солдатской форме запечатлен на фоне красного знамени части, а на обороте фотографии надпись, что такой чести он удостоен за отличную службу. Продолжалась она три года. Заканчивал ее в звании старшего сержанта и с большим желанием учиться дальше. Благо и высшее учебное заведение рядом – Мичуринский плодоовощной институт. Ночами не спал, штудировал учебники, упорно готовился к поступлению. В результате от нервного напряжения заболел экземой и угодил в санчасть. Но вступительные экзамены, прямо в солдатской форме, сдал успешно.
В студенческой среде он сразу же стал безоговорочным лидером. Вовлек юношей и девушек в занятия спортом, в другие интересные дела, в итоге улучшилась дисциплина, повысилась успеваемость. Молва о преуспевающем вожаке молодежи быстро дошла до областного центра и вот он уже инструктор обкома комсомола. Беспокойную, разъездную работу совмещал с учебой, которую окончил с хорошими и отличными оценками в дипломе. Все, кто помнит Рябова той комсомольской поры, солидарно отмечают его общительность, оптимизм, работоспособность, целеустремленность, инициативность.
В ГУЩЕ ДЕЛ
Эти и другие качества, необходимые вожаку молодежи, он в полной мере проявил на посту первого секретаря Тамбовского обкома ВЛКСМ, занимая его с 1965 по 1970 год. Что было характерно для областной комсомольской организации этого периода? Прежде всего - ударная работа молодежи на полях и животноводческих фермах, в заводских цехах, в студенческих стройотрядах, высокий патриотический настрой юношей и девушек, чему в немалой степени способствовало создание комсомольско-молодежных коллективов, звеньев, организация соревнования между ними. Активная деятельность «Комсомольского прожектора», главный штаб которого размещался в обкоме комсомола и способствовал утверждению бережного отношения молодежи к материальным ресурсам, к той же электроэнергии, способствовал искоренению в ее среде недостатков, воспитанию ответственного отношения к порученному делу. Тамбовские комсомольцы осуществляла шефство над воинскими частями и, в частности, над Балтийским флотом, вели героико-патриотическую работу по многим другим направлениям. И во главе всех этих и других дел был неутомимый Рябов. Как комсомольский вожак, а в последующем руководитель областного управления профтехобразования, он один из инициаторов учреждения областной премии имени Зои Космодемьянской, которая в числе первых была вручена матери героини – Любови Тимофеевне и поэтессе Майе Румянцевой, создания и развития ныне широко известного ансамбля «Ивушка», который он всемерно поддерживал и в последующем.
Можно сказать, яркой страницей трудовой биографии Рябова стала его «ударная пятилетка» на посту первого секретаря Уваровского райкома партии. Он приехал в этот город, когда его главная улица Советская в дождливую погоду утопала в грязи, а на градообразующем предприятии - местном химзаводе хромала дисциплина, а культура производства выглядела антикультурой. И все это он изменил в лучшую сторону – городские улицы со временем были заасфальтированы, привлекательнее, благоустроеннее стали микрорайоны, надлежащий порядок утвердился на химическом предприятии. Но один, как говорится, в поле не воин. Все это он осуществлял при поддержке горожан, заводчан, сельских жителей, которые, кстати, в этот период улучшили культуру земледелия и добились повышения урожайности полей, заразив их своей неуемной энергией и целеустремленностью. И на областном уровне, в высоких кабинетах, потратил немало усилий, выбивая ресурсы на развитие уваровской территории. Именно в этот период, во многом благодаря его настойчивости и организаторским способностям, большие подвижки были достигнуты в восстановлении и обустройстве усадьбы великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова в Ивановке, которая стала подлинной жемчужиной истории и культуры не только Тамбовщины, но и нашей страны. Одних только субботников и воскресников, на которых вместе со всеми, что называется, засучив рукава, работал и Рябов, здесь было проведено по тем временам беспрецедентное количество.
“МЕНЯ ЖДУТ ЛЮДИ”
Что же, кроме повседневной нервотрепки, бессонных ночей и усталости давала ему вот такая ненормированная, сплошь и рядом, без отпусков работа? Прежде всего, конечно же, бесценный опыт. Тот опыт, который не получишь ни в каком престижном учебном заведении и который не даст ни какая ученая степень. Хотя и это тоже не мешало, а помогало ему в работе: со временем в Москве он получит второе высшее образование, станет кандидатом философских наук. Но в жизни и в работе он прежде всего придерживался народной, проверенной веками философии: хлеб всему голова, как потопаешь, так и полопаешь… Иначе говоря, четко понимал, что все блага идут от экономики, и все делал для ее развития. При этом он всегда опирался на людей и никогда их не подводил. На сочувственные сетования жены, которую в свое время покорил своей спортивной сноровкой, математической смекалкой, сложные задачки щелкал, как орешки, и мужским обаянием, побольше побыть дома, отдохнуть, он отвечал однозначно: «Меня люди ждут». И супруга, а вместе с ней и дети, понимали это и были его надежной опорой и поддержкой.
Будучи секретарем Тамбовского обкома КПСС по идеологии и курируя сферу образования и культуры, он легко находил общий язык с местной интеллигенцией: писателями, журналистами, актерами, педагогами, помогал им разрешать накопившиеся проблемы и пользовался у них уважением. При его поддержке содержательно и интересно велась работа в учреждениях культуры, учебных заведениях области, укреплялась их материальная база, проводились массовые литературные и героико-патриотические мероприятия. Это к нему обратилась молодежь с просьбой в год 40-летия почина тамбовских колхозников по сбору средств на танковую колонну и передачи танков воинам Красной Армии поддержать их инициативу по созданию тракторной молодежной колонны «Тамбовский колхозник» и такая колонна была создана и способствовала трудовому патриотическому подъему юношей и девушек.
ГУБЕРНАТОРСКИЙ ХОМУТ
В последующем на посту председателя облисполкома он всемерно способствовал развитию промышленного и аграрного производства, потребительской кооперации, реализации Продовольственной программы, росту объемов товаров народного потребления. Впрочем, все это люди ощущали на себе, на росте своего благосостояния.
В историю Тамбовщины Рябов, опираясь на широкую поддержку избирателей, вошел и как народный депутат РСФСР, председатель областного Совета народных депутатов, а потом и как первый председатель областной Думы. Под его руководством в новых условиях она успешно прошла становление как законодательный орган власти, разработав и приняв Устав области, который на федеральном уровне был рекомендован как модельный для других регионов, приняла другие важные законодательные акты, необходимые для функционирования и развития экономического и социального комплекса области.
Карьерный пик, хотя слово это он не любил и никогда не считал себя карьеристом, трудовой биографии Рябова приходится на 1995 – 1999 годы, когда по воле избирателей он стал главой администрации области и одновременно с этим – членом Совета Федерации и председателем его Комитета по вопросам безопасности и обороны, а также членом Парламентской ассамблеи Совета Европы, членом Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Это был очень сложный период в истории страны и Тамбовщины. Но, как говорится, времена не выбирают, в них живут и умирают…
И опыт Рябова, его житейская, профессиональная и политическая мудрость в этот период были очень важны и востребованы. Хотя, согласитесь, сочетание в одном лице таких высоких и ответственных полномочий было делом чрезвычайно непростым, а для многих, возможно и непосильным. Но только не для Рябова, который, надев этот хомут, кстати, его любимое выражение-сравнение, безостановочно тянул свой тяжелый государственный воз. Он не любил слово «пиар» и на разного рода заманчивые пиар-предложения неизменно отвечал: пусть за меня говорят дела. И таких дел было немало. Это и возрождение православных святынь, что свидетельствует о его понимании роли духовности и, в частности, православной веры в жизни населения Тамбовщины и нашего народа. И необходимое, и непростое в то время строительство областной поликлиники. И ускорение газификации области и прежде всего ее сельских территорий, до этого обделенных этим благом. Кстати, именно в этот период по его приглашению на Тамбовщину регулярно наведывались газовые вожди, начиная с главного - Рэма Вяхирева и кончая руководителями ключевых структур газовой отрасли. Да и как же иначе, когда на убедительнейшем письме Рябова о выделении полиэтиленовых труб для строительства газопровода от Котовска до Уварова сам президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин наложил в адрес руководителя «Газпрома» строгую резолюцию-поручение: «Не спотыкайтесь! Я за Вами слежу.»
А практика решения, выражаясь официальным языком, подобного рода сложных вопросов у Рябова была еще со времен его руководства облисполкомом. Именно тогда по его инициативе было заключено соглашение с профильным министерством о выделении газовикам, без ущерба для севооборота хозяйства, земельного участка рассказовского совхоза «Пятилетка», а на рассказовскую землю пришло «голубое топливо». На выделенном же земельном участке вырос замечательный поселок с необходимой для людей инфраструктурой. Все это, как говорится, звенья одной цепи, которые стали прочной основой для дальнейшего наращивания экономического и социального потенциала Тамбовщины.
КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ…
Оппоненты-недоброжелатели, как на федеральном, так и областном уровне, порой обвиняли Рябова в излишней принципиальности, несговорчивости. Но как, скажем, можно было спокойно соглашаться с распадом некогда могучей державы – Советского Союза, что он до конца своих дней воспринимал как личную и общенародную трагедию, или с такой точкой зрения, что сельское хозяйство – это «черная дыра» и его не следует в достаточной мере финансировать, и с другими подобными утверждениями политиков, оторванных от реальной действительности. И сама жизнь подтверждала рябовскую правоту, расставляя все по своим местам. И ради этой правоты он мог вступать в полемику с самыми высокими должностными лицами как на областном, так и федеральном уровне, о чем свидетельствуют стенограммы его выступлений. В тот период к Рябову столичные политологи приклеили определение «красный губернатор», а Тамбовщину причислили к так называемому “красному поясу”. По этому поводу, выступая на областном совещании, один из руководителей промышленного производства сказал: мы не только красные, но еще и от работы и болячек синие и фиолетовые. И это тоже про Рябова. Он, как руководитель, не делил людей по цветам политической принадлежности и работал на их общее благо. Да и как можно было думать о политической принадлежности людей, находясь, скажем, по государственным делам в той же Германии и параллельно с этим интересоваться судьбами жителей Тамбовщины в годы Великой Отечественной войны, оказавшимися в фашистской неволе и считавшимися без вести пропавшими. Тогда по многим из них из немецких архивов ему удалось получить конкретные сведения, установить место их гибели и затем сообщить об этом их родственникам. В последующем эти фамилии были увековечены на мемориалах в ходе региональной акции «Историческая память», которую Рябов последовательно поддерживал.
Как патриот-государственник, Александр Иванович в меру своих сил и возможностей поддерживал обороноспособность страны, нашу армию, которые, прямо скажем, в тот период находились далеко не в лучшем состоянии. Вот лишь один пример, связанный с нашей областью и подтверждающий это. После расформирования Тамбовского училища летчиков дальней авиации его хозяйство находилось без должного присмотра, начались хищения и, в частности, бетонных плит взлетной полосы, имеющей стратегическое значение. И тогда Рябов, используя свой ресурс председателя комитета по вопросам безопасности и обороны Совета Федерации, добился создания здесь военной комендатуры для охраны аэродромного имущества. И в том, что сейчас этот аэродром функционирует так, как положено, является местом, где проводятся учебно-тренировочные полеты авиаторов, полюбившиеся тамбовчанам летные праздники, есть и его заслуга.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
До ухода на заслуженный отдых, кавалер орденов Дружбы народов, Знака почета, других государственных, общественных и церковных наград Александр Иванович Рябов работал советником Председателя Совета Федерации по региональной политике, занимался общественными делами, в частности, принял участие в создании регионального отделения всероссийского движения «Дети войны». Практически до последних дней своей жизни он интересовался положением дел в области, стране, радовался росту урожайности на Тамбовщине, объемов жилищного строительства, вхождению Крыма в состав России. К сожалению, 24 июня 2019 года его не стало. Упокоен он рядом с супругой на Воздвиженском кладбище областного центра. Прощаясь с ним, его бывшие коллеги, товарищи, родные и близкие отмечали, что всю свою трудовую деятельность Александр Иванович посвятил служению Тамбовщине, обеспечению развития ее экономики, культуры, образования.
Каким же он нам представляется на расстоянии прошедшего времени? Один из местных политологов, видимо, имея в виду его политическую принципиальность и особенность его характера, что называется, «резать правду-матку в глаза”, назвал его «Чапаевым в политике». Оригинальное сравнение. Но не более того. Для многих же Рябов остался прежде всего Человеком дела и горячим патриотом Тамбовщины, Советского Союза и России. И память о нем действительно живет в его делах.
Валерий МАРКОВ, Заслуженный работник культуры РФ.
Р.S. Публикация подготовлена по инициативе и при поддержке ветеранской общественности.