Образование
Система образования области включает в себя 845 общеобразовательных учреждений, 332 дошкольных образовательных учреждений, 36 интернатных учреждений и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18 школ-интернатов общего типа и специальных (коррекционных), 85 учреждений дополнительного образования детей.
Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляется на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, Мичуринского государственного педагогического института, Тамбовского педагогического колледжа № 1 им. К.Д.Ушинского, Тамбовского педагогического училища № 2, Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
В общеобразовательных учреждениях области обучаются более 144 тыс. человек, дошкольные образовательные учреждения посещают 23,6 тыс. детей, учреждения дополнительного образования - 60,7 тыс. детей и подростков. Общая тенденция сокращения численности населения обусловила сокращение численности обучающихся за последние три года на 14 тыс. человек, в том числе на 2 тыс. человек сократилось количество первоклассников.
Наиболее существенные изменения происходят в системе общего образования, которое является базовым звеном всей системы образования. Качественные изменения касаются совершенствования структуры и содержания общего образования, механизмов контроля и оценки качества образования, оптимизации учебной нагрузки, введения профильного обучения. В настоящий момент в области имеются определенные условия для реализации заявленных направлений модернизации российского образования. Так, область входит в число участников федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего (среднего) образования. На базе 36 инновационных образовательных учреждений проводится апробация современных образовательных и воспитательных методик и технологий, новых форм организации учебной деятельности и технологий управления образовательными учреждениями. В образовательных учреждениях области открыто 287 классов с углубленным изучением предметов, 387 профильных классов. Сеть инновационных образовательных учреждений выступает базой для организации качественного профильного обучения старшеклассников.
Вместе с тем, остается много нерешенных проблем, связанных с реализацией основных направлений модернизации образования, в частности:
недостаточны материально-технические и кадровые ресурсы для реализации предпрофильного и профильного обучения;
отсутствует нормативно-правовая база и не созданы материально-технические, организационные условия для проведения единого государственного экзамена;
учителя начальных классов не готовы к ведению информатики и иностранного языка в начальной школе и др.
Наибольшее количество проблем сконцентрировано в сельской школе. Количество образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составляет 82% от общего числа школ области, в них обучается 52,8% всех школьников и работает 57% педагогов. За три последних года количество общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности сократилось на 21 и насчитывает в настоящий момент 713 единиц, причем постоянно увеличивается количество малочисленных и малокомплектных школ. В значительной части таких школ при высоком уровне затрат на обучение (из расчета на 1 учащегося) уровень обученности и качество обучения ниже среднего значения по области. Основными причинами этого являются низкий уровень материально-технической оснащенности, вынужденное преподавание одним учителем нескольких самых разных учебных предметов, «старение» педагогических кадров и невозможность создать условия для привлечения на работу выпускников высших учебных заведений.
Для сельской школы в качестве приоритетной выступает задача создания максимально возможных условий для получения сельскими детьми полноценного качественного образования, в том числе на основе информационных и телекоммуникационных технологий.
Пути реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования отражены в целевых подпрограммах «Совершенствование структуры и содержания общего образования» и «Сельская школа».